Привет Гость.
Если вам понравилась статья, поделитесь своими впечатлениями и фотографиями в комментарии — для нас это важно. Правда!
Спасибо и приятного отдыха!
P.S. Если появятся вопросы — немедленно спрашивай, не стесняйся!
Петра, древний город в Иордании
Петра (от греч. petra «камень»; араб. Аль-Бутра) – древний город в Иордании, лежащий на склоне горы Хор. Он известен прежде всего зданиями, высеченными из цельного камня.
Город был открыт в 1812 г. швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом. Джон Уильям Баргон описал его в своем сонете как «город цвета красных роз, старый, как само время». ЮНЕСКО считает Петру «одним из драгоценнейших элементов культурного наследия человечества». В 1985 году Петра получила титул «Всемирное наследие». По версии New Open World Corporation, это одно из «Семи новых чудес света».
Рекем – древнее имя Петры, фигурирующее в свитках Мертвого моря. Евсевий Кесарийский и Иероним Стридонский полагают, что Рекем – название Петры на языке ее жителей, ссылаясь на Иосифа Флавия. Плиний Старший и другие историки считают, что Петра – столица Набатейского царства, в котором жили говорившие на арамейском языке семиты, и центр караванной торговли. Защищенный высокими горами и орошаемый непересыхающей рекой, Петра не только являлась естественной крепостью, но и контролировала основные торговые пути – в Газу на запад, в Босру и Дамаск на север, в Акабу на Красное море и к Персидскому заливу на восток.
Раскопки показали, что город возник благодаря умению набатейцев контролировать поступление воды; по сути, был создан искусственный оазис. В этой области нередки внезапные ливневые наводнения, и археологические находки демонстрируют, что набатейцы контролировали их, используя дамбы, цистерны и акведуки. С помощью этих нововведений городу удавалось хранить воду во время долгих периодов засухи и даже с выгодой торговать ей.
В древние времена к Петре можно было подойти с юга (с территории нынешней Саудовской Аравии по караванному пути) и, возможно, с высокого плато на севере, но современные посетители попадают в древний город с востока. Впечатляющий восточный вход ведет круто вниз через темное, узкое ущелье (в некоторых местах шириной всего 3-4 метра), которое называется «Сик» («Шахта») – природное геологическое явление, образовавшееся из-за глубокого разлома в песчаниковых породах и служащее водным путем к Вади-Мусе. У выхода из ущелья находится одна из самых впечатляющих руин Петры, Аль-Хазнех («Сокровищница»), врезанная в песчаниковую скалу.
Чуть поодаль от Сокровищницы, у подножия горы эн-Неджр, находится огромный театр, расположенный так, чтобы оттуда можно было видеть как можно большее число гробниц. Там, где низина переходит в равнину, внезапно замечаешь развалины города. Амфитеатр был высечен прямо в склоне холма; все еще можно рассмотреть прямоугольные промежутки там, где были сидения. Практически закрывают его с трех сторон розовые склоны гор, разделенные на группы глубокими трещинами и усеянные вырезанными из камня башенками.
![](http://mir-turizma.net/_bl/0/28832865.jpg)
История
Пока что ни одним методом не удалось определить, когда же началась история Петры. Судя по находкам, город был основан сравнительно поздно, хотя убежище могло существовать на этом месте с очень древних времен. Эта часть страны традиционно считалась принадлежащей горитам, возможно, жившим в пещерах, - предшественникам эдомитян. Привычки аборигенов этой местности, возможно, повлияли на обычай набатейцев – хоронить мертвых и отправлять культ в раскопанных наполовину пещерах.
![](http://mir-turizma.net/_bl/0/s60439456.jpg)
Невозможно, однако, проверить, упоминается ли по имени Петра в Ветхом Завете. Хотя Петра обычно ассоциируется с Селой (это слово тоже значит «камень»), библейские отсылки не слишком ясны. Некоторые ученые даже считают, что в Библии упомянут не город Села, а просто слово «села» («камень»).
Неизвестно также, как называли свой город жители-семиты. Иосиф Флавий, Иероним Стридонский и Евсевий Кесарийский считают, что собственное название города было Рекем; название «Рекем» упоминается в свитках Мертвого моря как большой эдомитянский город, больше всего подходящий под описание Петры. В арамейских версиях, однако, Рекем – это название Кадеша, что может означать, что Иосиф Флавий просто ошибся. Некоторые арамейские источники дают форму «Рекем-Гейа», что напоминает название деревни Эль-джи к юго-востоку от Петры. Однако столицу вряд ли можно описывать по имени соседней деревни. Так что можно заключить, что семитское имя Петры (если это не Села) по-прежнему неизвестно. Рассказ Диодора Сицилийского об экспедициях, которые Антигон посылал против набатейцев в 312 г. до н.э., возможно, помогает пролить хоть какой-то свет на историю Петры, но «петра», которую описывают как естественную крепость и убежище, вряд ли является полноценным именем, так что описание свидетельствует о том, что город еще не существовал. Есть несколько версий о том, что же это был за «камень»: либо это гора эн-Неджр, либо же другая гора, в 25 километрах от Петры – Шобак, «Монреаль» крестоносцев.
![](http://mir-turizma.net/_bl/0/s03917017.jpg)
Более удовлетворительная информация о первых поселениях набатейцев может быть получена при исследовании гробниц. Выделяются два вида гробниц – набатейские и греко-римские. В набатейских гробницах сразу заметны черты национальной архитектуры, вместе с тем некоторые элементы позаимствованы как у египтян, так и у греков. Похожие гробницы есть в башнях города Эль-л-Эджр в Северной Аравии, и они могут помочь в определении даты сооружения гробниц Петры. Позже появляются гробницы с полукруглой аркой, позаимствованной в архитектуре Северной Сирии, и, наконец, сложные римские фасады, скопированные с римских храмов. Точные даты смен архитектурных стилей установить не удалось. Как ни странно, в Петре сохранилось очень мало надписей какой бы то ни было длины; возможно, они исчезли после эрозии цемента, которым были покрыты многие здания. Самые простые набатейские гробницы могут быть датированы примерно VI в. до н.э.
Вслед за этим следует период, в котором доминирующая цивилизация объединяет греческие, египетские и сирийские черты, что явно указывает на времена Птолемеев. Примерно к концу II в. до н.э., когда государства Птолемеев и Селевкидов пришли в упадок, на первый план вышло Набатейское царство. В правление Аретаса III Филэллена (85-60 гг. до н.э.) начинается чеканка царских монет. Возможно, именно в этот период был сооружен театр, и Петра приобрела черты эллинистического города.
![](http://mir-turizma.net/_bl/0/s82268746.jpg)
Римское владычество
В 106 г., когда Корнелий Палма правил Сирией, часть Аравии, столицей которой была Петра, была завоевана Римом и вошла в состав Римской Империи как Arabia Petraea; на этом местная династия прервалась. Город, однако, по-прежнему процветал. Столетие спустя, в правление Александра Севера, когда город находился на вершине великолепия, прекратился выпуск монет. Прекратилось также и строительство пышных гробниц, возможно, из-за внезапной катастрофы – например, вторжения персов из империи Сасанидов. Когда же возросла важность Пальмиры, перехватившей арабские торговые пути, Петра начала клониться к упадку. Однако еще долго город служил религиозным центром; Епифаний Кипрский (315-403) пишет, что в его время 25 декабря в городе проводились празднества в честь девы Каабу и ее сына Душары.
Религия
Набатейцы поклонялись доисламским арабским богам и богиням, а также нескольким своим обожествленным царям. Самым знаменитым из них был Ободас I, обожествленный после смерти. Основным богом был Душара, его сопровождала троица богинь – Узза, Аллат и Мана. В камне высечено немало статуй этих богов и богинь.
![](http://mir-turizma.net/_bl/0/s63719651.jpg)
Монастырь, самый большой монумент Петры, был построен в I в. до н.э. Он был посвящен Ободасу I; считается, что в нем живет бог Ободас. Об этом свидетельствуют надписи на развалинах Монастыря (название – перевод арабского «Ад-Деир»).
Христианство проникло в Петру в IV в. н.э., почти через 500 лет после того, как Петра стала центром торговли. Папа Афанасий Великий упоминает о епископе из Петры по имени Астерий. По меньшей мере одна гробница использовалась в качестве церкви. Надпись красной краской свидетельствует, что церковь была освящена «во времена святейшего епископа Язона». Христианство в Петре, как и во всей Северной Аравии, было уничтожено исламским завоеванием 629-632 гг. Во время Первого крестового похода Петра была захвачена Болдуином I Иерусалимским и стала вторым леном баронства Аль-Карак (в составе Трансиордании). В руках франков Петра оставалась до 1189 г.; город до сих пор остается номинальной епархией католической церкви.
По арабским легендам, Петра – место, где Моисей ударил посохом в камень, и из него заструилась вода; также там похоронена сестра Моисея Мириам.
![](http://mir-turizma.net/_bl/0/s02184406.jpg)
![](http://mir-turizma.net/_bl/0/s55755692.jpg)
Упадок
Петра быстро пришла в упадок под римским правлением, в основном из переноса основных торговых путей в море. В 363 г. землетрясение уничтожило много зданий и повредило систему водоснабжения. В средние века руины Петры привлекали внимание многих; их посетил в том числе египетский султан Байбарс в XIII в. Первым европейцем, описавшим их, стал Иоганн Людвиг Буркхардт в 1812 г.
Поскольку с возрастом строения стали непрочными, многие гробницы были разграблены, так что многие сокровища Петры навсегда останутся неизвестными.
Петра сегодня
6 декабря 1985 года Петра получила титул «Всемирное наследие».
В 2006 году группа архитекторов приступила к строительству «Центра для посетителей»; ожидается большой приток туристов в Иорданию.
7 июля 2007 года Петра была названа в числе «Семи новых чудес света».